Выпуск журнала «Cycle World» от ноября 1971-го: «Подтверждено использование цепи Morse Hy-Vo для моделей BSA 650. Подобный эффективный способ передачи энергии уже используется на переднеприводном Oldsmobile Toronado». Именно поэтому производители цепей и звёздочек в своих каталогах рекомендуют, что для достижения наилучших результатов ни одна из звёздочек в приводе не должна иметь больше 20 зубцов. Исходя из моего опыта, только Harley-Davidson действительно воспользовался этим советом, количество зубцов на приводных колёсах их гоночных мотоциклов исторически было в этом диапазоне. У меня всё еще есть 13-зубчатая передняя звёздочка в моём наборе для 250cc.
Всё это объясняет, почему так много производителей двигателей, например AJS в своём 350cc 7R, применяя роликовую цепь, используют редуктор 2:1 от кривошипа для привода нижней звёздочки. Это позволяет звёздочке иметь в два раза больше зубцов и таким образом избегать чрезмерного хордального движения.
Следует отметить, что свободный ход кулачковой цепи демпфируется от «тетивы» путём соприкосновения с пластиковыми лезвиями Weller, одно из которых действует как натяжитель цепи. В коробках передач мотоциклов чаще всего используется роликовая цепь, и люди с удивлением обнаруживают, что используемые в MotoGP цепи довольно лёгкие. На это есть своя причина. Часть натяжения цепи – это то, что вырабатывается двигателем и наматывается на цепь. Но другая часть натяжения добавляется простой центробежной силой самой цепи. При скорости 200 миль в час заднее колесо вращается с частотой 2700 об/мин, а с 40-зубчатой задней звездочкой и 100 звеньями цепь в целом вращается со скоростью 1100 об/мин, создавая дополнительное центробежное напряжение на нагрузку, которую она несёт. Чем легче цепь, тем меньше становится это напряжение.
С уменьшенным хордальным воздействием такая цепь может лучше выдерживать плотное наматывание вокруг маленькой ведущей звездочки кривошипа. Еще в 1990-х гоночные команды супербайков были обеспокоены тем, что из-за износа цепи кулачки во время мероприятия выходили из строя, поэтому они начали преобразовывать зубчатый привод, чтобы устранить возникающую потерю мощности. Было забавно слушать разогрев гоночных двигателей, пытаясь отличить тех, у кого зубчатая передача, от тех, у кого серийный кулачковый привод. В конце концов, организаторы запретили зубчатые передачи, полагая, что серийный привод был дешевле. Но, конечно, командам приходилось менять цепь, по меньшей мере, для каждого заезда, а может и в субботу днем, что делало результат намного более дорогим с точки зрения денег и времени, чем использование зубчатого привода. Как заменить бесконечную цепь ГРМ? Вы разделяете картеры, затем поднимаете коленчатый вал настолько, чтобы соскользнуть со старой цепи и надеть новую. Затем снова всё собираете.
Теперь мы переходим к бесшумной зубчатой цепи и цепи Morse Hy-Vo, которые представляют собой цепи с перевернутыми зубьями, а не используют круглые ролики, как в цепях конечного привода. «Бесшумные» цепи с перевернутыми зубьями датируются минимум 1843 годом, когда такой привод применялся вместо более шумных и более дорогих зубчатых колес в гребном приводе корабля. Звездочки для цепей с перевернутыми зубьями больше похожи на шестерни, чем на обычные звездочки с роликовыми цепями. Звездочки для цепей с перевернутыми зубьями больше похожи на шестерни, чем на обычные звездочки с роликовыми цепями.
Цепь Morse Hy-Vo идёт ещё дальше, чтобы уменьшить хордальное движение (Morse является подразделением BorgWarner). Его звенья соединяются не круглыми штифтами, а коромыслом качающегося контакта. Это все равно, что поместить поцелуй в качающийся контакт от кресел-качалок, сделанных достаточно маленькими, чтобы вписаться в отверстия в звене цепи и направляющих пластинах. Контакт качения этого коромысла сконструирован таким образом, что при изгибе цепи ее линия действия (точка контакта, через которую проходит натяжение цепи) перемещается в направлении, противоположном нормальному хордальному движению. Результатом является привод, способный бесперебойно работать при высокой частоте вращения, поэтому сегодня цепь Morse Hy-Vo так часто выбирается для верхних распредвалов двигателей мотоциклов. С уменьшенным хордальным воздействием такая цепь может лучше пережить плотное наматывание вокруг маленькой звездочки на кривошипе.