«Битца» изначально было британским сленгом, обозначающим дворнягу, собачонку, полукровку. Вскоре это слово проникло в мотоциклетную культуру, обозначая машины, которые были построены из «частей этого и частей того» мотоциклов других марок.
Рассматриваемый байк нельзя назвать чистокровным, но, как это часто бывает с битсами, все в нем сочетается органично. Когда профессиональный фотограф Джон Даунс искал новый проект, он наткнулся на продаваемый R100R 1995 года, который был полностью разобран и в нем отсутствовали многие важные детали. Хотя большинство из нас были бы обескуражены таким проектом, Джон увидел потенциал в создании чего-то совершенно уникального с нуля.
К счастью, у Джона была не только камера, но двигатели с воздушным охлаждением, которые он использовал и строил десятилетиями. «Я разбирал двигатели бесчисленное количество раз и довольно хорошо знаю, как с ними обращаться», - говорит он нам. «Я увидел основу этого мотоцикла в магазине BMW в Брисбене. Большая часть была от R100R Mystic 1995 года выпуска. В итоге я купил раму, поворотный рычаг, колеса, двигатель и коробку передач. Не хватало вилки, фар, бензобака и сиденья».
Не будучи абсолютным фанатом BMW, он хотел собрать этот мотоцикл, улучшив управляемость, поэтому Джон начал искать подходящие передние вилки. Изначально он купил комплект вилок Hyosung GT за 650 долларов США. «После более внимательного осмотра внутренних деталей выяснилось, что они были не очень хорошо сделаны, а передняя ось на 14 мм была слишком маленькой для мотоцикла с объемом двигателя 1000 куб.см».
Джон нашел комплект передних вилок Suzuki GSXR750 2003 года выпуска, и к счастью они почти идеально подошли к тройным траверсам Hyosung. Еще большей удачей стало то, что тройные траверсы подходят к раме BMW, и нужно было поменять только один подшипник.
Тормоза также были модернизированы с использованием двух 285-миллиметровых роторов BMW с четырехпоршневыми суппортами Brembo от Ducati M900 Monster на оригинальных 18-дюймовых спицевых дисках. Заводской главный цилиндр также был заменен на блок Brembo.
В хвостовой части Джон сделал подрамник, который намного легче и менее заметен, чем был оригинальный. Новый подрамник спрятан за задним амортизатором, который открывает заднюю часть и акцентирует внимание на моноамортизаторе.
Чтобы придать мотоциклу силуэт супербайка 70-х, Джон использовал сиденье от двухтактного трехцилиндрового гоночного Suzuki TR750. Также чтобы добавить к этой адской смеси немного Бимера, он установил бензобак от Honda CB900. «Это один из немногих баков, длина которого позволяет растянуться от передней бабки до направляющих сиденья. Под ним также много места. Я попробовал бак CX500, который тоже подошел, но он не выглядел так, как мне бы хотелось».
Двигатель видел и лучшие времена, но Джона это устраивало. Это означало, что он мог вдохнуть новую жизнь в потасканную установку. «Была важна каждая деталь, поэтому я взял новые подшипники, ободы, направляющие, клапаны и т. д. Я также снял головки, чтобы усилить сжатие. Также были установлены двойные заглушки - это самый простой способ увеличить мощность двигателя с воздушным охлаждением последней модели».
Разобрав двигатель, Джон сделал коллекторы из трубы, которую он купил в местной мастерской по изготовлению выхлопных систем. «Глушитель Delkevic снижает звук до 92 дБ. Надеюсь, он не привлечет ненужного внимания, - говорит он с улыбкой.
Он уже использовал двигатели с воздушным охлаждением на гоночной трассе, поэтому он знал, что улучшит управляемость этого R100. «На раме есть одна распорная пластина, которую я добавил после того, как погоняв на своем гоночном мотоцикле, понял, что раме нужно добавить жесткости в области коробки передач. Она крепится болтами от коробки передач к пластине на главной стойке рамы. Это предотвращает скручивание рамы двигателем, поскольку вал передает энергию крутящего момента на заднее колесо».
Чтобы закончить работу над байком, Джон отправил сиденье на обивку и нанесение голубой алмазной вышивки от John Moorehouse Ergo Seats. «Я сделал почти все на этом мотоцикле, кроме покраски рамы, которая была выполнена Марком Хейвордом в двухкомпонентном полуматовом серебре, и я не обивал сиденье».
Как и большинство гибридов, этот R100 не самый красивый, но недостаток внешнего вида компенсируется производительностью. «Он работает даже лучше, чем я ожидал», - с гордостью говорит Джон. «Он намного стабильнее любых других BMW, на которых я ездил. А я на них поездил знатно».